«Вопросы применения Положения о закупках (615 постановление Правительства Российской Федерации»


В соответствии с пунктом 69 Положения в случае изменения сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, подрядная организация обязана в срок не позднее 10 дней уведомить орган по ведению реестра о таких изменениях с приложением подтверждающих документов.

Направление участником реестра квалифицированных подрядных организаций сведений о произошедших изменениях является достаточным основанием для актуализации сведений об организации в реестре квалифицированных подрядных организаций.

Частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса установлены новые требования к членам саморегулируемой организации (далее по тексту – СРО), имеющим право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В частности, таким требованием является наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного за счет взносов членов СРО, изъявивших желание принимать участие в конкурентных закупках.

Такие члены СРО в силу части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса не могут быть освобождены от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО.

Исходя из буквального толкования положений Градостроительного кодекса следует, что подрядная организация не имеет право заключать договоры по итогам проведения конкурентных процедур в случае невнесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО, членом которой она является.

В пункте 23 Положения установлено, что для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций необходимо наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена) лифтового оборудования, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением. При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере.

При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере:

- не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником предварительного отбора как членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 8 настоящего Положения;

- не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным участником предварительного отбора, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 8 настоящего Положения.

Сведения о наличии у участника предварительного отбора права заключать договоры с использованием конкурентных закупок, об уровне ответственности по обязательствам по соответствующим договорам, в соответствии с которым организация как член СРО внесла взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, указываются в выписке из реестра СРО.

Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Основанием для принятия комиссией решения об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций является несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения (подпункт «а» пункта 53 Положения).

В связи с тем, что информация о членстве в СРО поменялась практически у всех подрядных организаций, подрядные организации, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций, в соответствии с пунктом 69 Положения обязаны в срок не позднее 10 дней уведомить орган по ведению реестра о таких изменениях с приложением подтверждающих документов.

Согласно пункту 67 Положения комиссия по проведению предварительного отбора по итогам установления факта несоответствия подрядной организации требованиям Градостроительного кодекса и Положения должна принять решение об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций, а орган по ведению реестра исключает из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию о подрядной организации полностью или в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором больше не имеет право принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Основанием для принятия комиссией решения об исключении информации о подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций является непредставление подрядной организацией в орган по ведению реестра документов, указанных в пункте 69 настоящего Положения, или представления таких документов, если из них следует, что подрядная организация перестала соответствовать требованиям, предусмотренным подпунктами "о" и "п" пункта 23 настоящего Положения (подпункт «л» пункта 66 Положения).

Из буквального толкования пункта 6 Положения следует, что орган по ведению реестра обеспечивает проведение предварительных отборов по каждому предмету электронного аукциона не реже одного раза в квартал.

Подпунктом «б» пункта 38 Положения установлено, что заявка на участие в предварительном отборе должна содержать копию справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, полученная не ранее 1 января года.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Таким образом, участник предварительного отбора должен подтвердить отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
за предыдущий налоговый период (на 1 января года, в котором подаётся заявка).

Положение не содержит требований о подтверждении отсутствия задолженности в текущем налоговом периоде, а также ограничений по сроку получения такой справки.

По мнению Ассоциации, справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации может быть сформирована в любой период с января по дату объявления предварительного отбора и содержать сведения об отсутствии задолженности на 1 января года, в котором подаётся заявка. 

Подпунктом «п» пункта 23 Положения установлено требование к участнику предварительного отбора по наличию опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам за 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок.

Минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере не более 10 процентов предельного размера обязательств в соответствии с которым участником предварительного отбора внесен взнос в компенсационный фонд исполнения договорных обязательств саморегулирующей организации.

Минимальный размер стоимости не устанавливается по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами «е» и «ж» пункта 8 Положения.

Размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по всем исполненным контрактам и (или) договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта, определяется как совокупная стоимость услуг и (или) работ по таким контрактам и (или) договорам.

В соответствии с подпунктом «о» пункта 23 Положения к участникам предварительного отбора предъявляется требование о наличии в штате работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса установлены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, а именно:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлено право индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, членство которых в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является обязательным, либо самостоятельно выполнять функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации или строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в зависимости от вида осуществляемо деятельности, либо возложить указанные функции на соответствующих специалистов (главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта).

Из совокупности норм Градостроительного кодекса следует, что сведения об индивидуальном предпринимателе или руководителе юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, как и о специалистах, должны быть включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Исходя из изложенного следует, что в документации о проведении предварительного отбора необходимо устанавливать требование, что как минимум два сотрудника участника предварительного отбора должны быть включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев проведения предварительного отбора по предмету электронного аукциона на выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011).

Пункт 157 Положения устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при которых комиссия регионального оператора по осуществлению закупок обязана отклонить заявку на участие в аукционе:

а) непредставление документов и сведений, предусмотренных пунктом 145 Положения;

б) несоответствие заявки на участие в электронном аукционе требованиям к документации об электронном аукционе;

в) недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных участником электронного аукциона;

г) отсутствие сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ);

д) превышение значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных пунктом 157 Положения, не допускается.

Таким образом, если организация входит в действующий реестр квалифицированных подрядчиков, она должна быть допущена к участию в аукционе.

Вместе с тем, пункт 220 Положения позволяет региональному оператору отказаться от заключения договора с победителем электронного аукциона в случае установления факта его несоответствия требованиям Положения.

В соответствии с пунктом 78(1) Положения, заказчик вправе объединить при осуществлении закупки и заключении договоров о проведении капитального ремонта в один предмет закупки (договора о проведении капитального ремонта) оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

При этом в соответствии с подпунктом «н» пункта 135 Положения заказчик не обязан включать в состав документации проектную или сметную документацию.

Документацией такого электронного аукциона устанавливаются виды оказываемых услуг и (или) выполняемых работ с объемами, выраженными в соответствующих показателях, по каждому объекту, нормативные сроки их оказания и (или) их выполнения, включая график оказания услуг и (или) выполнения работ по разработке проектной документации (подпункт «б» пункта 135 Положения).

Для определения в таких случаях начальной (максимальной) цены договора используется нормативный метод расчета начальной (максимальной) цены в соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 152 Положения, в случае признания электронного аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием поданных на участие в электронном аукционе заявок заказчик в порядке, установленном Положением объявляет о проведении нового электронного аукциона.

Во всех остальных случаях признания электронного аукциона несостоявшимся заказчик в соответствии с пунктом 167 Положения вправе объявить о проведении повторного электронного аукциона либо заключить договор о проведении капитального ремонта с единственной подрядной организацией в порядке, предусмотренном пунктом 195 Положения.

Согласно пункту 205 Положения в случае, когда участником электронного аукциона, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта, предложена цена договора о проведении капитального ремонта, которая на 20 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор о проведении капитального ремонта заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта в размере, превышающем не менее чем в 2 раза размер обеспечения исполнения обязательств по договору о проведении капитального ремонта, указанный в документации о проведении электронного аукциона.

Требования о двойном обеспечении не предъявляются к участникам электронного аукциона, являющимися государственными или муниципальными учреждениями.

Пунктом 91 Положения также предусмотрено, что участник электронного аукциона обязан дополнительно представить заказчику обоснование предлагаемой цены договора (по каждой статье затрат, в том числе стоимость материалов и оборудования, расходы на заработную плату, аренду машин и механизмов), включающее в себя гарантийное письмо от производителя на используемые материалы при производстве работ с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие материалов у участника закупки, иные документы и расчеты, включая подтверждающие возможность участника закупки осуществить выполнение работ по предлагаемой цене.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, по мнению Ассоциации, на основании представляемых участником сведений, комиссия по проведению электронного аукциона самостоятельно определяет обоснованность предлагаемой цены договора.

В соответствии с пунктом 196 Положения договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением.

Пунктом 223 Положения предусмотрен запрет на изменение в ходе исполнения договора о проведении капитального ремонта предмета договора, места оказания услуг и (или) проведения работ, видов услуг и (или) работ, за исключением случаев, предусмотренных Положением.

Согласно пункту 222 Положения цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.

По общему требованию статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) подрядная организация при выполнении работ руководствуется требованиями технической документации, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ, являющихся неотъемлемой частью договора.

Вместе с тем, Гражданский кодекс предусматривает возможность проведения подрядчиком дополнительных работ, не учтенных в технической документации и увеличивающих сметную стоимость, при наличии соответствующего согласия заказчика и при условии, если вызываемые этим дополнительные работы не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.

Исходя из совокупного толкования указанных норм, по мнению Ассоциации, в случае выявления дополнительных работ, не учтенных в технической документации, но выполнение которых необходимо в рамках проводимого вида работ по капитальному ремонту, заказчик вправе внести соответствующие изменения в договор.

При этом, внесение изменений в договор осуществляется при соблюдении требований пункта 222 Положения.

Административно-хозяйственная деятельность не является самостоятельным видом деятельности регионального оператора, предусмотренным Жилищным кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Административно-хозяйственная деятельность осуществляется региональным оператором в целях обеспечения реализации своих функций, предусмотренных частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса.

В соответствии с пунктом 2 Постановления закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Исходя из буквального толкования указанной правовой нормы следует, что региональный оператор при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения своих административно-хозяйственных нужд должен руководствоваться пунктом 2 Постановления, т.е. использовать способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 30 Положения документация о проведении предварительного отбора должна содержать сведения, указанные в извещении о проведении предварительного отбора.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 20 Положения в извещении о проведении предварительного отбора в обязательном порядке указываются сведения о дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе.

В соответствии с пунктом 31 Положения сведения, содержащиеся в документации о проведении предварительного отбора, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении предварительного отбора.

Согласно пункту 49 Положения срок рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, проводимом в соответствии с пунктом 4 Постановления, не может превышать 30 календарных дней со дня окончания срока приема заявок.

В соответствии с пунктом 50 Положения срок рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, за исключением случая, предусмотренного пунктом 49 Положения, не может превышать 14 календарных дней со дня окончания приема заявок.

В соответствие с пунктом 4 Постановления первый предварительный отбор подрядных организаций, предусмотренный Положением, проводится в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу Постановления.

Исходя из совокупного толкования указанных правовых норм следует, что требования Постановления и Положения не допускает проведение нескольких предварительных отборов в рамках одного извещения.

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительного кодекса) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять капитальный ремонт в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, а также другими требованиями градостроительного законодательства.

В соответствии с частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса подготовка проектной документации осуществляется, в том числе, на основании задания застройщика или технического заказчика, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.

В соответствии с пунктом 3.4 статьи 4 технического регламента по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замены с учетом оценки соответствия. Оценка соответствия осуществляется в порядке, установленном статьей 6 технического регламента.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 технического регламента оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится аккредитованной (уполномоченной) организацией в форме обследования.

В соответствии с пунктами 5.3 и 5.4. статьи 6 технического регламента на основании результатов обследования оформляется заключение, содержащее:

- условия и возможный срок продления использования лифта;

- рекомендации по модернизации или замене лифта.

При отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации устанавливается срок использования лифта по назначению.

Оценка соответствия лифта после модернизации или замены осуществляется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 6 технического регламента.

В соответствии с пунктами 3 и 3.1. статьи 6 технического регламента оценка соответствия смонтированного на объекте лифта перед вводом в эксплуатацию требованиям технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия лифта. Декларирование соответствия лифта осуществляется на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 53782-2010. «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 г. № 43-ст, декларирование соответствия лифта осуществляет монтажная организация, на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны - аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Исходя из совокупного толкования указанных правовых норм можно сделать следующие выводы:

1. Предметом электронного аукциона, предусмотренного подпунктом «е» пункта 8 Положения, является выполнение работ по оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, требованиям технического регламента (пункт 5 статьи 6 технического регламента). При этом обязанность по проведению оценки соответствия лифта после его модернизации или замены (пункт 3 статьи 6 технического регламента) должна возлагаться на подрядную организацию в рамках соответствующего договора подряда.

2. В перечень работ, являющихся предметом электронного аукциона, предусмотренного подпунктом «г» пункта 8 Положения, не включается проведение оценки технического состояния лифта, предусмотренного пунктами 3 и 5 статьи 6 технического регламента. Заключение, полученное от аккредитованной испытательной лаборатории (центра) применяется заказчиком для формирования задания на проектирование.

В соответствии с пунктом 103 Положения участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать во всех электронных аукционах, проводимых на этой электронной площадке.

Вместе с тем в соответствии с абзацем 9 пункта 2 Положения под предварительным отбором понимается совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

Таким образом, подрядная организация, не включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор, не имеет право подавать заявки на участие в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации. В случае поступления заявки на участие в электронном аукционе от такой подрядной организации оператор электронной площадки обязан отклонить данную заявку на основании подпункта «г» пункта 116 Положения.

В соответствии с абзацем восьмым подпунктом «б» пункта 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом «п» пункта 23 настоящего Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.

Исходя из буквального толкования указанной правовой нормы следует, что участник предварительного отбора будет соответствовать требованию абзаца 8 подпункта «б» пункта 38 Положения, если имеет опыт выполнения соответствующих работ (оказания услуг) за период, равный трем годам до даты подачи заявки. При этом Положение не устанавливает дополнительных требований к распределению опыта работ внутри установленного периода времени

В связи с изложенным, по мнению Ассоциации, выполненные по договору (контракту) работу (оказанные услуги) могут относиться к любому сроку внутри установленного трехлетнего периода.

В соответствии с пунктами 5, 61, 236 Положения сводный реестр квалифицированных подрядных организаций, как и реестр договоров подряда, ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Уполномоченный орган) и размещается в соответствующих разделах на официальном сайте Уполномоченного органа.

Реестр квалифицированных подрядных организаций является частью сводного реестра и подлежит размещению на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.

Кроме того, до ввода в эксплуатацию специального раздела официального сайта Уполномоченного органа реестр квалифицированных подрядных организаций, как и реестр договоров об оказании услуг, подлежит размещению на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 260 Положения информация о недобросовестных подрядных организациях, содержащаяся в реестре недобросовестных подрядных организаций, размещается органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, на официальном сайте. Таким уполномоченным органом является Федеральная антимонопольная служба.

В соответствии с пунктом 2 Постановления закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения региональным оператором своих функций осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом № 44 ФЗ, в порядке, установленном Федеральным законом № 44 ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 44 ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, которая начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 44 ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которая начинается с размещения извещения об осуществлении закупки и завершается заключением контракта.

Исходя из анализа пункта 2 Постановления следует, что региональный оператор в случаях осуществления закупок, предметом которых не является товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения, должен руководствоваться нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации с учетом требований Федерального закона № 44-ФЗ в части способов и порядка определения поставщиков.

Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не связанных с привлечением подрядных организаций для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, на регионального оператора распространяются следующие положения Федерального закона № 44 ФЗ в части, определяющей способы осуществления закупок и порядок их реализации:

  1. глава 1 «Общие положения» в части, касающейся:

- использования единой информационной системы в сфере закупок, организации электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок;

- принципов осуществления закупок;

  1. положения об определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  2. положения об идентификационном коде закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  3. глава 3 «Осуществление закупок», в том числе, в части оснований и порядка осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

  4. глава 6 «Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки;

  5. глава 8 «Заключительные положения».

При этом, по мнению Ассоциации, не подлежат применению положения Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующие следующие вопросы:

- особенности осуществления закупок отдельными видами заказчиков;

- планирование закупочной деятельности;

- создания и функционирования контрактной службы или обязательного наличия в штате регионального оператора контрактных управляющих;

- проведение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- мониторинга и аудита в сфере закупок;

- контроля в сфере закупок;

- особенностей осуществления отдельных видов закупок;

- требования к предоставлению преимуществ для отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- обязанность произведения экспертизы и размещения отчета по исполнению договоров (контрактов).

Пункт 78 (1) Положения предоставляет заказчику право  при осуществлении закупки объединять в один предмет закупки оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования, за исключением работ, предусмотренных подпунктом «е» пункта 8 Положения, и при условии, что работы по замене лифтового оборудования не включают работы по ремонту лифтовых шахт.

В указанных случаях в документации об электронном аукционе устанавливаются виды оказываемых услуг и (или) выполняемых работ с объемами, выраженными в соответствующих показателях, по каждому объекту, нормативные сроки их оказания и (или) их выполнения, включая график оказания услуг и (или) выполнения работ по разработке проектной документации.

Оказание услуг и (или) выполнение работ подрядной организацией осуществляются в соответствии с техническим заданием на оказание услуг и (или) выполнение работ, а стоимость каждого из видов фактически оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору о проведении капитального ремонта, заключенному по результатам указанной закупки, не может превышать начальной (максимальной) цены договора, указанной в документации об электронном аукционе, по каждому из соответствующих видов услуг и (или) работ.

Согласно подпункту «д» пункта 157 Положения в случае превышения значения начальной (максимальной) цены договора, установленной в документации об электронном аукционе, над значением начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровой записи об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе.

В связи с тем, что при проведении закупки в соответствии с пунктом 78 (1) Положения в один предмет закупки объединены услуги и (или) работы, относящиеся к различным предметам электронных аукционов, установленных пунктом 8 Положения, участник электронного аукциона должен быть включен в соответствующие предметам закупки реестры квалифицированных подрядных организаций.

В целях недопущения необоснованного сокращения числа участников закупки комиссии при рассмотрении заявок на участие в электроном аукционе на предмет соответствия участника требованиям подпункта «д» пункта 157 Положения необходимо учитывать значение начальной (максимальной) цены договора при проведении электронного аукциона, содержащимся в реестровых  записях об участнике электронного аукциона в реестрах квалифицированных подрядных организаций по соответствующим предметам электронного аукциона, пропорционально стоимости услуг и (или) работ по каждому предмету электронного аукциона, указанных в документации об электронном аукционе.

 

pdfСкачать в PDF

Члены ассоциации